Фэн-Шуй приусадебного
участка
Глава
из книги Новосельского Я. «Полный курс
Фэн-Шуй. Классика и современность». —
М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г. Представляем на сайте TreeLand.ru.
Почему-то
мы привыкли считать, что красивый,
благоустроенный «клочок земли» рядом
с домом — признак роскошной жизни.
Мол,
это где-то «у них» — газоны, бассейны
и живые изгороди, а нам бы хоть пару
«соток» картошки да грядку капусты...
Однако,
даже сад-огород можно разбить и ухаживать
за ним по-разному. Рассаженные как и
где попало, растения вряд ли принесут
вам урожай; зато у Настоящего хозяина
и грядки разместятся рационально, и
дорожки не будут тонуть в грязи, и
система полива будет продумана.
И
не исключено, что фантазия садовода
превратит те же «шесть соток» в настоящее
произведение искусства.
Такое
искусство называют садовым, или
ландшафтным дизайном. Какое он имеет
отношение к Фэн-Шуй? Самое непосредственное.
Нельзя представить себе гармонию в
доме, если к нему неприятно подходить.
Если
внутри будет самый сбалансированный
и «правильный» интерьер, а дом при этом
будет стоять посреди пустыря или на
мертвой асфальтовой площадке, то ни
классический, ни «научный» Фэн-Шуй вам
не помогут.
Нарушится
внешний баланс стихий и начал, потоки
Ци будут избегать этого места — с точки
зрения древнего китайского учения;
нарушится экологический баланс,
микроклимат, человек при подходе к
зданию и выходе из него будет испытывать
психологический дискомфорт — по мнению
современных учёных.
Так
что же делать? Благоустроить участок
перед входом, посадить вокруг дома
деревья, кусты, цветы. Обычно этим
возможности живущего в многоэтажке
горожанина и ограничиваются, особенно
в районах с плотной застройкой.
В
новых микрорайонах дома стоят пореже,
между ними остаются довольно значительные
пустые пространства.
По
генеральному плану застройки, их,
конечно же, должны благоустроить и
озеленить соответствующие организации.
Должны,
но... обычно находятся более важные и
неотложные дела, не находится денег —
и так далее. В лучшем случае посадят
чахлые деревца, которые довольно быстро
погибают без полива и ухода.
Во
многих случаях сами жильцы пытаются
разбить цветники, создать палисадники,
но опять-таки или через пару лет угасает
былой энтузиазм организаторов, или все
начинания гибнут от рук хулиганов, под
ногами и колесами тех, кому безразличны
и красота, и чужой труд... Знакомое почти
каждому горожанину горестное зрелище.
Поэтому
зачастую для жителя городской квартиры
единственный выход — это снизить
негативное влияние окрестностей внутри
своего жилья.
Это
— отдельная тема, её мы уже рассматривали
и ещё к ней вернемся. А сейчас поговорим
о тех «везунчиках», чей дом окружен
хоть небольшим, но своим участком земли.
В
современных российских условиях частную
застройку можно условно разделить на
дачную, сельскую и коттеджную.
Владельцам
особняков урожайность приусадебного
участка не столь важна, они могут себе
позволить больше внимания уделить
красоте и гармонии, использовать
декоративные деревья, кустарники,
садовые скульптуры...
Впрочем,
в Прибалтике довелось как-то видеть на
тех же стандартных советских «шести
сотках» настоящий миниатюрный сквер,
не уступающий по красоте и пропорциональности
произведениям «зелёных архитекторов».
Как
оказалось, не уступает он и соседним
участкам по урожайности: на нём росли
те же яблони, клубника, огурцы и прочие
культуры — но как!
Вокруг
небольшого искусственного водоёма
(служившего для купания детей и полива)
изящно выгнулась дорожка, мощённая
обломками бетонных и керамических
плиток, — создавалось впечатление то
ли каменистой тропинки, то ли мозаики.
Огурцы вились по стенке-шпалере,
зрительно разделяя участок.
Грядки
с овощами чередовались с цветниками,
посадки клубники имели причудливую
форму и напоминали лужайку. Кусты
смородины образовали подобие живой
изгороди.
Около
водоёма стояла скамейка, вырезанная
хозяином из бревнышка, а около нее на
невысоком столбе разместился фонарь,
стилизованный под старинные кованые
светильники...
Пожилой
литовец, создавший это маленькое зелёное
чудо, наверняка не был знаком с учением
китайских сяньшенов.
Однако,
вспоминая план участка, на нём нельзя
обнаружить ни единой «отравленной
стрелы» Ша; присутствуют все стихии,
гармонично сочетаются устремлённые
вверх контуры и ровные, плоские места.
Судя по красоте места, Ци здесь было
вполне достаточно.
Есть
и другие примеры эстетического подхода
к планировке огорода, но основной
принцип, думается, ясен.
Достаточно
посмотреть на привычные культуры не
только как на «средство производства»,
но и как на декоративное растение, и
спланировать «овощной цветник» вместо
однообразных прямых грядок, которые,
как вы уже догадываетесь, еще и создают
Ша, зачастую направленное прямо на дом.
Кстати,
наш «второй хлеб» — картофель — в
Европе, поначалу, выращивался исключительно
из-за его цветов...
В
европейском садово-парковом искусстве
долгое время также господствовали
геометрически правильные линии — так
называемый формальный, или регулярный
стиль. Эту разбивку парков еще иногда
именуют французской, до сих пор ее
образцом служат сады Версаля.
Однако
даже пользовавшиеся им садовники-планировщики
вскоре заметили, что на слишком длинной
прямой аллее человек себя чувствует
несколько неуютно.
Для
того чтобы избежать этого эффекта,
пользуются различными приёмами —
размещают на оси аллеи клумбы, статуи
и т. п. Но постепенно при планировке
парков начали отказываться от точных
линий.
Английский
парковый стиль распространился в XIX
веке. Его называют ландшафтным, в нём
важна не точность линий, а приближение
к естественному состоянию природы,
плавным очертаниям, свободно растущим
кронам.
Конечно
же, это не значит, что для создания парка
достаточно вырастить рощу и проложить
тропинки — парк или садик с ландшафтной
планировкой остается произведением
искусства, и во многих случаях создать
его гораздо труднее, чем сеть прямых
аллей и посадок.
Нужно
рассчитать всё так, чтобы за каждым
поворотом тропинки открывалась
какая-нибудь композиция из деревьев,
кустарников или цветов, чтобы и весной,
и осенью сад выглядел красиво и
привлекательно. Для этого используются
самые различные приёмы, но речь сейчас
не о них.
Считается,
что на современное ландшафтное искусство
большое влияние оказали восточные
мастера. В самом деле, основные принципы
«английского» стиля еще пять веков
назад использовались в японских парках.
Садовники
Страны восходящего солнца стремились
придать своим творениям «одухотворенную
естественность», гармоничное сочетание
зелени, воды, земли, цветов и камней.
Японский
сад — это особый стиль, где большое
значение придается различным символам,
намёкам, присутствию различных стихий
и их сочетанию.
Хотя
«настоящие японские» сады европейские
дизайнеры создают не так уж часто, но
многие принципы их планировки, методы
воздействия на зрителя-посетителя с
успехом используются в других стилях.
Японская
культура испытала огромное влияние
традиций Китая, особенно в IX—XII
веках. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что основой «японских садов»
стал Фэн-Шуй, слегка видоизмененный в
соответствии с местными традициями и
символами.
Следы
китайского искусства обнаруживаются
сейчас во всем мире. Прямое наследие
или случайное сходство?
Проявление
одинаковых для всех закономерностей
человеческой психики и восприятия? Не
так уж важно. Гораздо важнее, как добиться
на вашем участке нужного именно вам
эффекта.
Источник: http://treeland.ru |