История бонсай
Искусство бонсай зародилось в Китае. Когда, не
знает никто, но история его насчитывает не менее двух тысяч лет.
Название пишется двумя иероглифами обозначающими - плошка и дерево.
На настенных росписях в усыпальнице императора
Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные держащие в
руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь
веков. Одна из них гласит, что некий император повелел создать у
себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, реки, горы.
Для этой копии и создавались миниатюрные деревья.
Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои
исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих
исследований им удобно было манипулировать не самими объектами
внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что
миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и
манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были
самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь
прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том,
помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со
временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий
большой природы стала самодовлеющей и бонсай превратился в
произведение искусства.
И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Как и многие
другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до
совершенства. И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией.
Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя,
как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с
аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай очень часто выступает как
один из аксессуаров чайной церемонии.
Старая японская легенда о бонсай
рассказывает что некогда сёгун путешествовал инкогнито.
Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой
местности жил старый благородный самурай, много лет назад
претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и
набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за
многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот
беда, - путник сильно замёрз, а в доме не было ни щепки. И тогда
хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных
бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого - растения
столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на
протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего
путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И,
на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада.
Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко
двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех
правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний,
ему преподнесли несколько древних бонсай - дар сёгуна своему
спасителю.
К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в
контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие
его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в
той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает
завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое. Всё
живое особенно радует наш глаз и умиляет в самом начале жизненного
пути - в молодости. Но не у деревьев. Чем древнее дерево, чем более
оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и
интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай.
И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих
поколений людей и материализованное в, почти не встречающемся в
природе, изяществе особенно ценится в бонсай.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все
три периода жизни - юность, зрелость и старость. Юность
олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость - цветами и
плодами, а старость - стволом, мощным, с грубой корой, часто
расколотым, с дуплами.
Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай - изящество
или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества
присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.
К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо
(современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения.
Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать
карликовые деревья в произведения искусства.
Массовым увлечением стали прогулки на природу,
натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых
ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев
высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие
современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол",
"скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв",
"пень", "бамбук и камни" ...
По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те
годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он
должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования
бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при
проведении чайных церемоний.
Из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало
проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало
уже общенациональным явлением, распространившись во все слои
японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в
мисках».
Большую роль в становлении этого искусства, как национального
явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и
знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868–1912 гг.)
выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин
«художественный бонсаи».
Многие современные любители бонсаи и пенджинга
утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они
работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь,
словно по мановению волшебной палочки.
Формирование бонсаи – средство приближения бонсаи к
недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера.
Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех
пор, пока жив один из них.
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только
предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет.
Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и
заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и
просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны
уменьшаться по мере приближения к вершине.
Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми.
Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда
Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только
особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой
дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта
святыня являлась прообразом для создания бонсаи.
В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии,
верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в
котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в
нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя
могущественным, словно император.