Главная | Регистрация | Вход
Фен Шуй 96
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [58]
Бонсай [0]
Фен шуй Натальи Правдиной [0]
Фен шуй дома [0]
Ландшафтный дизайн [0]
Талисманы фен шуй [0]
Поиск
Книга Перемен
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    История бонсай

    История бонсай

    Искусство бонсай зародилось в Китае. Когда, не знает никто, но история его насчитывает не менее двух тысяч лет.
    Название пишется двумя иероглифами обозначающими - плошка и дерево.

    На настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 г.) изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время зарождения бонсай вглубь веков. Одна из них гласит, что некий император повелел создать у себя во дворе миниатюрную копию всей империи, города, реки, горы. Для этой копии и создавались миниатюрные деревья.


    Но, скорее всего, корни бонсай в даосизме. Даосы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих исследований им удобно было манипулировать не самими объектами внешнего мира а их миниатюрными копиями-символами. Даосы верили, что миниатюризировав объект они могли бы сконцентрировать и манипулировать всеми его магическими качествами. А деревья были самыми большими и долговечными живыми существами. Так что и здесь прагматичные китайцы себе не изменили. Достоверных сведений о том, помогла ли эта методика стать кому-то бессмертным у нас нет, но, со временем, красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала самодовлеющей и бонсай превратился в произведение искусства.


    И вот, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Как и многие другие заимствования, японцы довели искусство бонсай до совершенства. И сегодня слово бонсай вызывает ассоциацию с Японией. Именно японцы разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай очень часто выступает как один из аксессуаров чайной церемонии
    .

     

    Старая японская легенда о бонсай рассказывает что некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, - путник сильно замёрз, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого - растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.
    Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай - дар сёгуна своему спасителю.


    К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается и уходит, как и всё живое. Всё живое особенно радует наш глаз и умиляет в самом начале жизненного пути - в молодости. Но не у деревьев. Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих поколений людей и материализованное в, почти не встречающемся в природе, изяществе особенно ценится в бонсай.


    В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни - юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость - цветами и плодами, а старость - стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.
    Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай - изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.

     

    вау



    К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства.

     Массовым увлечением стали прогулки на природу, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на этой основе деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полуобрыв", "пень", "бамбук и камни" ...


    По размеру большая часть бонсай была около 54 см высоты ствола. В те годы он был, главным образом, украшением ниши японского дома, он должен был гармонировать с комнатой. Развивались и методы любования бонсаем. Помимо украшения домашней ниши, их стали выставлять при проведении чайных церемоний.


    Из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
    В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».

    Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868–1912 гг.) выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин «художественный бонсаи».

    Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

    Формирование бонсаи –  средство приближения бонсаи к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера.
    Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
    Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.


    Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.


    Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.


    В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император.
     



    Источник: http://www.bonsay.ru/index.htm
    Категория: Мои статьи | Добавил: ксаник (01.06.2011)
    Просмотров: 1983 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: